Відкритий урок природознавства в 4 класі на тему "Материки и океаны"

Рябець Тетяна Сергіївна

класний керівник в 4 класі

24.11.2020

Тема: Материки и океаны

Цель: закрепить представление о форме нашей планеты; ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить показывать их на карте.

 

Задачи:

Образовательные:

·         сформировать умение работать с картой полушарий;

·         выявить общие и отличительные черты глобуса и карты

Развивающие:

·         развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

·         развивать внимание, активность

·         развивать пространственное воображение, мышление, речь

Воспитательные:

·         закреплять умение работать в паре, группе;

·         воспитывать чувство взаимопомощи;

·         учить уважительно относиться друг к другу

 

Оборудование:  карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, раздаточный материал.

 

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 2).

Учитель:

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

2. Актуализация знаний и погружение в тему.

Вчера по новостям передали, что пираты похитили сокровище. И теперь морская полиция не может их найти. Предлагаю вам помочь им найти утерянное и вернуть.

Поможете морской полиции  ?

Дети: Да.

Учитель . Вам передали только часть карты где находится это сокровище. Но мы не можем туда сразу отправиться. Что нам необходимо знать? (ответы детей)

Прежде чем отправится на поиски утерянного сокровища, мы должны изучить карту мира.

Послушайте и отгадайте загадку:

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками глобус

- Что же такое глобус?

Глобус – это уменьшенная модель земли.

Что вы видите на глобусе?

 

Тема нашего путешествия «Материки и океаны». Сегодня на уроке мы будем знакомится с океанами и материками. Учится работать с картой.

Для нашего путешествия необходим транспорт.

Как вы думаете что нам больше подойдет корабль или самолет?

Учитель: Почему мы будем путешествовать именно на корабле, а не самолете .

Дети: Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода .

Учитель: В путешествие мы отправимся на корабле.

На столе у меня сумка путешественника. Давайте её наполним. Выберите в группе из предложенного набора необходимые вещи.

У детей на парте разрезные наборы путешественника:

Группа 1

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Бутылка воды
  • Компас
  • Глобус
  • Карта
  • Мяч
  • Канат

Группа 2

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Пирожные
  • Сухари
  • Компас
  • Подушка
  • Конструктор
  • Сигнальная ракета

Группа 3

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Аптечка
  • Ноутбук
  • Часы
  • Глобус
  • Сухофрукты
  • Персики

Группа 4

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Чипсы
  • Сухари
  • Спички
  • Орехи
  • Радио
  • Глобус

Итог задания: дети называют вещи которые они будут брать с собой в путешествие.

Учитель: Почему не взяли с собой глобус?

Дети: Глобус неудобно брать в дорогу, занимает много места.

Учитель: А что же тогда берется? (Карта). А что она из себя представляет?

- Правильно. Посмотрите сюда. Что можете сказать об этом? Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в поиске утерянного сокровища.

4. Изучение нового материала.

Начинаем наше кругосветное путешествие.

Учитель: Обратимся к карте полушарий. Какой цвет преобладает на карте?

Дети: Голубой

Учитель: Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?

Дети: Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.

Учитель: Как можете объяснить понятие “ океан”?

Океан –  крупнейший водный объект, составляющий часть морского океана, расположенный среди материков.

Все моря и океаны занимают практически две третьих поверхности земли. Водная оболочка земли называется мировым океаном.

- Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан

Свое путешествие мы начинаем с самого большого океана – Тихий океан. Он не только самый большой, но и самый глубокий. А тихим его назвали давным – давно. Просто когда первые путешественники открыли его он показался им очень тихим. Не было сильного ветра, больших волн и штормов. Только потом выяснилось, что на самом деле этот океан вовсе не такой спокойный как показался с первого раза но к названию уже привыкли. Так и стал океан тихим. Не смотря на то, что он самый буйный из всех.

Работа с контурной картой

Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.

Индийский океан – по размерам занимает третье место. Это самый теплый океан, поэтому здесь богат растительный и животный мир. В индийском океане большое разнообразие рыб: сардины, тунец, скумбрия, акулы. Этот океан известен запасами нефти, газа, железных и медных руд.

Работа с контурной картой

Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.

Атлантический океан -  самый теплый и самый соленый океан среди остальных. В нем вылавливают до 35% мирового вылова рыбы. Здесь водится скумбрия, треска, сардина, рыба -  мечь , множество китов.

Работа с контурной картой

Северный  Ледовитый – океан найменший по площади и глубине океан Земли, расположенный полностью в северном полушарии, между Евразией и Северной Америкой. Характеризируется частичным покрытием поверхности  морским льдом в тесении всего года.

Работа с контурной картой

Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно. Это пятый океан. Южный океан омывает берега двух материков Антарктиды и Южной Америки. Не смотря на холодный климат, его воды богаты жизнью. Некоторые виды рыб обитающих в водах Южного океана, приспособились к жизни в воде с постоянной температурой ниже 0.

Для того чтоб продолжить своё путешествие вы должны выполнить небольшое задание.

Задание

1.    Назовите и покажите на карте сколько океанов на Земле?

2.    Как называются все водные просторы на Земле?

3.    Назовите самый большой океан?

4.    Назовите океан, который был открыт совсем недавно.

Физминутка ____

Учитель: Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие “материк”?

Объяснения детей.

Материк – это очень большие участки суши расположены на нашей планете и окружены со всех сторон водой. Тое сть морями и океанами. На земле 6 таких материков.

Первый материк с которым мы познакомимся это Евразия.

Евразия- самый большой материк. Он занимает почти треть суши на земле. В Евразии проживает больше половины всего населения земли. Наша страна находится на этом материке. Это единственный континент на земле омываемый сразу четырьмя океанами . на юге Индийским, на севе Северным ледовитым, на западе Атлантическим, на востоке Тихим. Евразия состоит из двух частей света Азии и Европы, разделенных цепью уральских гор.

Задание: На контурной карте заштриховать соответствующими цветами материк. А кто мне может показать где именно на матерке расположении наша страна?

Африка – второй по величине и заселенности материк на земле после Евразии. Он окружен средиземным морем, красным морем, индийским океаном и Атлантическим океаном. Африка это самый жаркий материк на планете. Больше половины территории Африки занимают саваны и пустыни. В которых обитает очень много разнообразных животных: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, много ящериц и змей. В реках водится очень много крокодилов. В Африке протекает одна из самых длинных рек в мире Нил, и самая глубокая в мире Конго.

Работа с контурной картой

Третий по величине материк Северная Америка. Именно здесь, когда-то жили индейцы. Берега Северной Америки омывают Северный ледовитый океан, Атлантический океан, Карибское море и тихий океан. В Северной Америке находится одна из величайших рек мира Мисисипи и Неагарский водопад.

Работа с контурной картой

Южная Америка четвертый по величине материк. Он омывается на западе Тихим океаном, на востоке Атлантическим океаном, а на Севере Карибским морем. В Южной Америке находится самые большие джунгли и водопады. Самые глубокие реки и самые длинные горы. Так в Южной Америке течет самая широкая и самая длинная река в мире Амазонка. А вдоль всего западного края Южной Америки протянулась самая длинная и одна из самых высоких горных цепей в мире Анды.

Работа с контурной картой

Антарктида – пятый по величине материк на земле. Это самый холодный материк на планете. Круглый год почти вся его поверхность покрыта толстым слоем льда. Здесь не живут люди и совсем нет растений. Только иногда сюда приезжают  ученые для различных исследований. Зато здесь живет много пингвинов и тюленей.

Работа с контурной картой

Австралия – самый маленький и само мало населенный материк в мире. Он омывается Тихим и Индийским океанами. В Австралии обитает большое количество животных. Многие из которых уникальны. Австралия родина кенгуру и какаду. Здесь водятся также утконосы, ехидны страусы и крокодилы.

Учитель: Сравните сколько материков  на карте полушарий?

Дети в группе находят на карте  все материки.

Задание:

1.    Как называется самый больной материк на планете.

2.    На сколько частей делится материк Евразия. Назовите эти части.

3.    Назовите самый маленький материк.

 

5. Закрепление первичное.

Учитель: А для чего мы проделали эту работу? (найти потерянное сокровища) Мы готовы? Обратимся к сумке путешественника.

Учитель: Все взяли в путешествие? Теперь мы можем найти потерянное сокровища по той части карты что у вас есть?

Дети

Учитель: Что же нам тогда делать?

Посмотрите на свои части карт. Они одинаковые? Нет. Тогда вам нужно объединится в группы и постараться сложить эти части. Затем назвать это материк или океан и как он называется.

Учитель: Тогда - вперед.

Дети обнаружили что сокровище находится в Тихом океане.

Учитель. Правильно это Тихий океан. На следующий урок мы с вами отправимся за этими сокровищами.

Как вы думаете какой будет тема нашего урока?

6. Итог урока.

Учитель: Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу.

Что помогло нам его совершить?

Дети: Карта полушарий.

Учитель: Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего? Какие материки увидели во время плавания? Какие океаны пересекли? Мы достигли своей цели? (обращение к картам, прикреплённым к магнитной доске и интерактивной доске, на которой изображена карта и маршруты для поиска).

Учитель: Оцените свою работу: раскрасьте карточку оценки. Зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился, жёлтый работал активно, но были затруднения, которые в ходе урока объяснились, красный - не все задания были понятны, возникли затруднения, ещё необходима помощь.

Но за то, что вы работали так активно, я для вас приготовила настоящее сокровище и оно находится  в нутрии школы. Но для этого вам нужно будет вспомнить как ориентироваться на местности. Готовы? Старосте класса я вручаю задание и вы все соблюдая дистанцию, на вытянутой руке отправляетесь на поиски..

 

Учитель: Закончить наше путешествие я хочу стихотворением .А вы подумайте, почему именно им?

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Учитель: Ребята, берегите нашу Землю. Урок окончен. Спасибо.

Домашнее задание:

Изучить материал на классруме.

Пройти онлайн тест.

 










 

Комментариев нет:

Отправить комментарий